A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

МБОУ СШ № 26

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ В. Д. НИКИТОВА"

МЕНЮ

Заместитель директора по УВР (начальное общее образование)

Ермолина Мария Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе (начальное общее образование). Работа руководителя начальной школы немыслима без контактов с другими людьми. В процессе работы происходит постоянное общение с сотрудниками, учащимися и их родителями. Мария Васильевна очень коммуникабельный человек, владеет навыками эффективного общения, обладает высокой культурой речи, талантливо объединяет всех участников образовательного процесса для получения качественного результата. Мы решили узнать поподробнее у Марии Васильевны, как ей это удается?

Мария Васильевна, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о себе.

Здравствуйте! В 1995 году я закончила 26 школу, поступила в Профессиональный художественно-педагогический лицей №35, который окончила в 1999 году по специальности «Преподавание в начальных классах», квалификация «учитель начальных классов». В 2003 году окончила Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация «учитель начальных классов и педагог-психолог». С 2022 года – обучаюсь в магистратуре Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование, программа «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования».

Мария Васильевна, совсем не секрет, что заместитель директора отвечает за правильную организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебной работы, за успеваемостью и посещаемостью обучающихся, регулирует нагрузку учителей, организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УР. Расскажите, пожалуйста, что изменилось в начальной школе, с того момента, как Вы возглавили это направление подготовки?

Ежегодно увеличивается количество классов в начальной школе, если в 2021-2022 уч.году их было 22, то в 2022-2023 уч. году их уже 23, из них 5 классов для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). При обучении детей с ОВЗ есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты: ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. Обучаясь в таком классе ребёнок может рассчитывать на специальные условия, это обязательные занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом по индивидуальным программам, а может быть, например, и сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ.

В школе создана служба сопровождения. На данный момент в ней 5 учителей-логопедов, 2 учителя-дефектолога, 1 педагог-психолог, 1 социальный педагог, 1 тьютор.

В 2020-2021 уч.году в нашей школе был открыт ресурсный класс, эта образовательная модель позволила двум детям с аутизмом (РАС) учиться в обычной школе вместе со сверстниками, развивающимися типично. Для этих ребят были созданы специальные образовательные условия, чтобы они смогли включиться в жизнь образовательного учреждения в своем индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями. Ресурсный класс не является отдельным классом. Ученики, которые получают помощь в рамках этой образовательной модели, зачислены в общеобразовательный класс, где я являюсь классным руководителем. Просто вся работа коллектива ресурсного класса нацелена на то, чтобы ученики с аутизмом как можно чаще участвовали в уроках своего общеобразовательного класса. В ресурсном классе дети обучаются по индивидуальной образовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями ПМПК, а также потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования. Руководство ресурсным классом осуществляет учитель ресурсного класса, под руководством учителя работает тьютор. Занятия в ресурсном классе могут проходить один на один с преподавателем, или в парах.

Помещение ресурсного класса делится на несколько функциональных зон: зона для индивидуальных занятий, зона для групповых занятий, зона сенсорной разгрузки и рабочая зона учителя. В зоне для индивидуальных занятий расположены парты с индивидуальными перегородками, позволяющими проводить занятия «один-на-один» в помещении, в котором присутствует несколько учеников и специалистов. Зона для групповых занятий представляет собой общий стол, за которым ученики могут выполнять совместное задание или отрабатывать навыки социального взаимодействия (например, играя в настольные игры), и позволяющих отрабатывать навыки реагирования на фронтальную инструкцию. Зона сенсорной разгрузки (или зона отдыха) расположена в конце кабинета и представляет собой небольшую площадку для подвижных игр и отдыха между занятиями, а также восполнения сенсорных дефицитов детей.

Кроме этого, в начальной школе организованы 2 кадетских класса (1А и 2А). Уроки в таких классах проходят по обычной школьной программе. Учителя обучают кадетов так же, как и остальных учеников. Главным отличием является воспитатель, который занимается со школьниками после окончания учебного процесса, т.е. после уроков кадеты не спешат покинуть школу и вернуться домой, все обучающиеся кадетских классов посещают ГПД (группу продленного дня). В режим ГПД включены кружки и секции по строевой и спортивной подготовке.

Ежегодно с октября по апрель в школе проходят курсы подготовки к школе «Школа будущего первоклассника». Курсы проходят один раз в неделю по субботам, их ведут учителя 4-х классов, как раз те педагоги, которые в следующем учебном году будут набирать 1 классы.

Чем же полезны курсы подготовки к школе:

  • Дети не посещающие детский сад не привыкли к коллективу, а «садовские» дети привыкли находиться в одном и том же коллективе на протяжении нескольких лет. Курсы подготовки к школе дают ребенку возможность сменить коллектив, адаптироваться в нём, занять своё место. Часто бывает так, что ребенок замкнутый и необщительный в детском саду на занятиях без стеснения поет песни, задаёт вопросы, а может и выступать лидером группы, он показывает свою успешность и служат ориентиром для других. Обучение- процесс коллективный и мы готовимся к этому. А так же дети узнают других детей, учатся принимать их особенности.
  • Кроме смены коллектива на занятиях дети видят другого значимого взрослого. Это педагог, который рассказывает, что и как правильно делать, а значит он знает как это делать и его нужно слушать, он авторитет.
  • Конечно же сама учебная ситуация не знакома дошкольникам. Занятия в детском саду менее продолжительны по времени, чаще всего они проходят в том же помещении, где и игровая деятельность. На курсы подготовки к школе дети приходят целенаправленно, каждый из них знает, что они идут учиться. Так же они принимают общие правила: сидеть ровно на стуле, выполнять задания всем вместе, выходить к доске, не вставать и не кричать во время занятия. Но в то же время небольшие группы помогают обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, что не всегда возможно при классе в 30 человек.
    Конечно же на занятиях ребёнок осваивает большой объём информации, которая поможет ему в школьном обучении. Он учится применять эту информацию на практике.
  • Дети на занятиях находятся без родителей, они учатся самостоятельности, они сами принимают решения, если им не понятно они сами должны задать вопрос преподавателю, выполнить и принести домашнее задание, они сами несут за это ответственность.
    В последний день курсов мы организуем для мам и пап будущих первоклассников день открытых дверей. В этот день родители посещают открытые занятия, для них проводят экскурсию, а на родительском собрании администрация и учителя рассказывают о школе и отвечают на все интересующие вопросы.

Все ученики начальной школы изучают курс «Умники и умницы». Курс введен в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и рассчитана на четыре года обучения. Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

В рамках внеурочной деятельности обучающиеся начальной школы посещают занятия рисования песком. Применение песочной терапии и анимации эффективно в работе с детьми с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, с неустойчивым вниманием, склонными к агрессии, пережившими психическую травму или переживающими стресс, в ситуациях затруднений в выражении переживаний ребенка из-за недостаточного развития вербального и понятийного аппарата или задержки развития. Высокая эффективность реабилитационного процесса достигается тем, что при создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, исключены любые ошибки и нет понятия «неправильно», ребенок чувствует себя более раскованно и не склонен излишне контролировать и оценивать свои действия.

Структура программы «Песочная анимация» позволяет ученику, последовательно преодолев все подготовительные этапы, выйти на создание своего авторского проекта. Разделы программы выстроены так, чтобы ученик активизировал свою фантазию и творческие способности при создании сюжетных композиций, используя знания литературных героев и исторических произведений.

В здании начальной школы есть своя библиотека. Она является культурно-образовательным центром школы, который прививает интерес к чтению и знакомит обучающихся с историей, культурой, обычаями России и других стран, прививает школьникам увлечение коллективным творчеством, учит ребят ориентироваться в потоках информации.

Кроме выдачи книг и учебников, педагоги-библиотекари проводят классные часы и увлекательные занятия, которые требует и литературного кругозора, и читательского общения и умения работать с Интернетом. Это и чтение вслух, обсуждение прочитанного и главных героев, ведение дневника читателя, иллюстрирование. Проведение литературных салонов на различную тематику и приуроченных к юбилейным и памятным датам. Просмотр и обсуждение кинофильмов. Сравнение постановки и книжного оригинала. Тематические интеллектуальные игры, вроде «Что? Где? Когда?» «Почемучки», правовые викторины «Знай закон смолоду» и др. Организация художественных выставок, поэтических конкурсов. Интерактивные уроки: изучение творчества поэтов и писателей.

Как только я вступила в должность заместителя директора, то поняла, что общение с коллегами выходит за рамки рабочего времени. Было принято решение – создать группу в ВК «Учителя начальных классов школы №26 г. Архангельска – Мы – одна команда!».

В сообществе создана база данных по материалам, используемым в учебном процессе, а также опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности; молодые педагоги могут получить методическую поддержку; знакомство с современными учебными и методическими материалами; внедрение в образовательный процесс инновационных технологий; кроме этого, в группе решаются вопросы организации и проведения семинаров, мастер-классов, олимпиад и конкурсов среди всех участников образовательного процесса.

Кроме этого, все молодые педагоги с опытом работы до 3-х лет имеют наставника, который оказывает всестороннюю методическую поддержку, делится опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремится помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.

На данный момент в начальной школе 10 молодых педагогов, за каждым из них закреплен педагог-наставник.

С января 2022 года наша школа стала демонстрационной площадкой по направлению «Формирование функциональной грамотности. Сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы». Целью работы площадки является обеспечение методического сопровождения педагогов в вопросах сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы. За текущий период в рамках работы демонстрационной площадки на семинарах, конференциях и круглых столах более 30 педагогов представили свой опыт работы. В ближайшее время учителя и педагоги службы сопровождения могут принять участие в конкурсе интерактивных игр, лэпбуков, книжек (изготовленных своими руками), в выставке современных методических пособий и в интеллектуальной игре. Кроме этого, в рамках работы демонстрационной площадки постоянно действует консультативный пункт для родителей, воспитателей ГПД, учителей инклюзивных классов школы.

Это очень здорово, что столько внимания школа уделяет психологическому комфорту каждого обучающегося, а также помогает педагогам раскрываться, становиться современными профессионалами в своем деле. Мария Васильевна, есть ли у Вас какие-то планы на ближайшее будущее, которые сделали бы начальную школу еще более открытой и привлекательной для маленьких учеников?

В планах благоустройство пришкольной территории. Этим летом ребята из трудовой бригады перекопали землю в пришкольной клумбе, учителя начальных классов и педагоги службы сопровождения принесли рассаду цветов, клумба была оформлена, чему мы были очень рады. Со своих дач педагоги привезли кусты сирени, которые были высажены под окнами школы.

Очень хочется создать уютное, но в тоже время современное пространство внутри школы. В предыдущие два года были приобретены жалюзи в музыкальный зал и гардероб школы. Очень хочется украсить стены современными стендами, наполненными полезной информацией для детей и родителей. Поставить в коридоры мягкие яркие диваны и кресла, чтобы детям было удобно и комфортно проводить время на переменах.

Для педагогов организовать помещение с зоной отдыха, где после уроков или на переменах они могли бы собраться, обсудить планы на будущее.

В перспективах по субботам организовать своеобразный консультативный центр, типа «Родительского кафе», где наши педагоги службы сопровождения смогут давать консультации родителям по вопросам обучения и воспитания. Родители не только смогут получить ответ на волнующий их вопрос, но и получат возможность приобрести опыт группового взаимодействия.

Демо меню

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
© 2024 - МБОУ СШ № 26